Теория web-дизайна и web-технологий
Роль интернет-магазина в современном обществе
Электронный магазин (виртуальный магазин, интернет-магазин) можно рассматривать как прикладную систему, которая построена как элемент технологии системы электронной коммерции. Подобно обычному магазину, электронный магазин реализует следующие основные функции: представление товаров (услуг) покупателю, обработку заказов, продажу и доставку товаров. Идея продавать что-то «через Интернет» по возрасту сравнима с самим Интернетом.
Электронная торговля в виртуальном магазине основывается на той же структуре, что и традиционная торговля. Ниже в Таблица 1 приведено сравнение традиционного магазина и интернет-магазина.
Сравнительная характеристика традиционной и электронной торговли
Традиционный магазин |
Виртуальный магазин |
Торговый зал |
Виртуальный магазин |
Ходьба покупателя по торговому залу и осмотр товаров на полках Магазина |
Просмотр покупателем страниц сервера |
Личный контакт покупателя с продавцом (консультация) |
Консультация у продавца (при необходимости) по компьютерной сети или по телефону |
Выбор покупателем товара |
Выбор покупателем товара |
Заказ товара |
Заказ товара через сервер |
Выписка продавцом и вручение покупателю счета на оплату |
Пересылка продавцом по компьютерным сетям покупателю счета на оплату |
Перевод традиционной торговли в сеть Интернет делает ее более гибкой, так как электронная торговля, оперируя цифровой информацией в компьютерных сетях, облегчает сотрудничество людей.
Огромное количество интернет-магазинов, которые торгуют одинаковым товаром, может доставить покупателю неудобство в поиске более низких цен. Существуют специальные сервисы для мониторинга цен конкурентов, чтобы пользователь мог быстро найти подходящий товар по привлекательной цене. Такие сервисы могут предоставлять и аналитическую информацию не только по изменениям цен, но и по скидкам, историческим и актуальным данным, остаткам товара и т.п., что позволяет планировать стратегию торговли и многое другое.
К преимуществам интернет-магазинов можно отнести:
- Широкий ассортимент, не ограниченный площадью торгового зала, размерами торгового оборудования и возможностью закупки товара.
- Продукция, как правило, хранится на складах поставщиков и дистрибьюторов, что существенно снижает расходы на аренду складов.
- Есть возможность предлагать клиентам эксклюзивные товары, которых нет даже в крупных магазинах из-за низкой оборачиваемости.
- Низкие цены, цена товара в магазине = закупочная цена + расходы продавца + прибыль продавца.
- Главная составляющая розничной цены — это расходы, связанные с продажей товара, это аренда торговых и складских площадей, заработная плата персонала, реклама, интернет-магазин экономит на этих расходах, за счет чего снижается цена товаров.
- Покупки можно совершать в удобное время. Нет необходимости ехать на другой конец города и выбирать товары в нескольких магазинах. Это можно сделать, не выходя из дома, в обеденный перерыв или сидя в поезде. Главное — наличие доступа в Интернет.
- Развитая курьерская служба оперативно доставит выбранные товары по указанному вами адресу.
- Информация о надежности продавца. В сети Интернет можно найти информацию (как положительную, так и отрицательную) о конкретном магазине. Для этого нужно лишь посмотреть отзывы на тематических форумах, в блогах. Там же можно задать интересующие вопросы, если появились сомнения.
К недостаткам интернет-магазинов относятся:
- Нет возможности рассмотреть выбранный товар, примерить, проверить в действии. Многие интернет-магазины дают возможность клиенту сначала проверить товар, померить, если это одежда или обувь, и только потом оплачивать. Кроме того, клиент интернет-магазина может в течение семи дней отказаться от покупки без объяснения причин, если товар не эксплуатировался и полностью сохранился его товарный вид.
- Нет возможности получить консультацию продавца. Иногда при выборе товара нужна консультация, которую затруднительно получить в интернет-магазине. Чтобы полностью удовлетворить клиента, многие магазины открывают офисы, где можно проверить товар и получить консультацию продавца-консультанта. Также имеют место онлайн-консультации (по телефону, а также через специальные программы происходит живое общение с оператором Call-центра).
- Плохо отлаженная процедура доставки товара. Многие клиенты магазинов предпочитают сами планировать распорядок дня, самостоятельно забирать товар со склада, и не ждать доставку, которую предлагает магазин. Крупные интернет-магазины, чтобы привлечь клиентов, предоставляют возможность забрать покупку прямо из офиса.
- Нет возможности получить выбранный товар немедленно. Торговые залы имеются далеко не у всех интернет-магазинов. Но даже если торговый зал есть, в нем представлен ограниченный ассортимент, состоящий из самых ходовых позиций. Поэтому, если клиент хочет совершить срочную покупку и не ждать доставки, он, скорее всего, не будет удовлетворен. Дело в том, что график доставки составляется как минимум на сутки вперед, и внести в него изменения для организации срочной доставки почти невозможно. Поэтому в интернет-магазине целесообразнее совершать запланированные покупки, а для спонтанных приобретений больше подходит обычный магазин.
Виртуальный магазин имеет доменный адрес. Как и любой сайт, виртуальный магазин состоит из целого ряда гипертекстовых страниц, зачастую с мультимедийными элементами.
По словам основателей агентства Data Insight, число заказов в 2017 г. в интернет-магазинах выросло на 23 % по сравнению с прошлым годом, а сумма выручки за них — на 22 %, при этом у большинства магазинов из
ТОП-100 заказы выросли на 32 % в деньгах. По данным агентства, 88 из 100 магазинов увеличили объем продаж.
Маркетинговые исследования предсказывают, что к 2020 году количество покупок, которые будут совершаться через Интернет, вырастет более чем на 50 %. Таким образом, интернет-магазин является перспективным направлением бизнеса. Однако данный рынок отличается высокой степенью конкуренции и далеко не все проекты могут выжить. Это происходит из-за того, что зачастую предприниматели, которые начинают свое интернет-дело, не имеют четкого представления об интернет-рынке и о тех трудностях, с которыми они столкнутся в будущем.